А  Д  В  О  К  А  Т
Г Р И Ц Е Н К О
Людмила Александровна
(067) 218-37-23     (093) 388-03-38
UA RU EN
Статья
16.10.2015

Мораторий на проверки, или Незваный гость хуже татарина

Решение о введении в прошлом году моратория на проведение проверок было положительно воспринято деловым сообществом. Как оказалось, некоторые контролирующие органы не вняли букве закона и продолжили осуществлять проверки незаконно, что не добавляет оптимизма бизнесменам.

Из комментариев руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Андрея Забловского для ”Украинской правды”, ревизоры пользуются незнанием бизнеса о том, что проверки возможны только в исключительных случаях; показывают внутренние инструкции или распоряжения. По его словам, были случаи, когда проверки проводятся инспекциями, находящимися в состоянии ликвидации или трансформации.

По материалам отчета Государственной регуляторной службы, всего с января по май в 2015 году было проведено 577 незаконных проверок. В пятерке нарушителей – Госэкоинспекция, Госсельхозиинспекция, Госавиаслужба, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Пенсионный фонд.

Рассмотрев Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII, видим, что пунктом 3 Заключительных положений установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей с объемом дохода до 20000000 гривен за предыдущий календарный год осуществляются контролирующими органами а) исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины; б) по заявке предприятия о его проверке; в) по решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины. Без разрешения Кабинета Министров Украины можно проверить только тех, у которых доход за год, предшествовавший проверке, превысил 20000000 гривен, а количество работников при этом значения не имеет. Эта норма является самостоятельной и распространяется на все контролирующие органы. Для подавляющего большинства предприятий и предпринимателей мораторий продолжается – за исключением проверок, которые проводит Государственная фискальная служба Украины.

Исходя из положений действующего законодательства, органы государственного надзора (контроля) имеют право осуществлять плановые мероприятия по государственному надзору (контролю) при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за 10 дней до дня проведения этого мероприятия. Если субъект хозяйствования не получал сообщений об проведении планового мероприятия, он имеет право не допускать должностное лицо к проверке. Во время проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора (контроля), и в течение одного года не допускается проведение более как одного планового мероприятия государственного надзора (контроля) на одном предприятии.

Необходимо всегда тщательно проверять правильность оформления удостоверения/направления на проведение мероприятия, а именно: – наличие в удостоверении всех реквизитов, установленных частью 3 статьи 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»; – Особое внимание обращать на раздел, в котором указываются основания проверки. Кроме определенных законом оснований для проведения мероприятий государственного надзора (контроля), обязательно должны быть указаны реквизиты распорядительного документа Кабинета Министров Украины, которым было предоставлено разрешение на проведение соответствующего мероприятия. Если проверка проводится по решению суда (по требованию должностных лиц) в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины – ссылки на соответствующие решения или требования.

По материалам анализа регуляторной службы, разрешение Кабмина на проведение проверок получали 11 ведомств, но в целом эта процедура не была особенно популярной, так как получение такого разрешения – это длительный бюрократический процесс.

К сожалению, существующая нормативно-законодательная база недостаточно отвечает требованиям бизнеса, когда речь идет о борьбе с нарушителями моратория, но грамотный специалист способен справиться с задачей и в этой ситуации.

В случае, если к Вам неожиданно пришли с проверкой работники не ГФСУ, а других контролирующих органов, Вашим сотрудникам необходимо выполнить простую последовательность действий, которая обезопасит от ложных шагов. Во-первых, в такой ситуации работник должен поставить в известность руководство фирмы. Во-вторых, работник должен записать данные с удостоверений лиц, явившихся с целью проведения такого мероприятия. Он не должен отвечать на вопросы, давать какую-либо информацию и выполнять требования таких лиц, будь то просьба сделать кофе, одолжить ручку для письма, подписать протокол или показать, где находится склад/кабинет директора/бухгалтерия и т.д. Руководство должно немедленно уведомить о происходящем юриста. Независимо от сфер вашей деятельности, характера дела или вашего местонахождения, в таких случаях необходима качественная, своевременная юридическая помощь: речь идет о принятии важных решений.

Вы всегда можете задать вопрос специалистам юридической группы ”ПРАВО” по телефону или через контактную форму на нашем сайте и получить оперативный ответ.

Шамова Ольга

 
ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ
Контактные телефоны
(067) 423-20-30
(063) 577-11-88
Партнеры сайта
WebSite Teplodim
Programing by: © DOHC. Design by: © Furer. SEO: © Aweb. Powered by: © DoNS 1.4. 2008-2024. Разработка сайтов   Відвідувачів сьогодні: 45. Разом: 330782
Обратная связь: ЮГ «Право»

Имя:
E-mail:
Текст сообщения:
Обратный звонок: ЮГ «Право»

Имя:
Телефон:
Kомментарий: (по желанию)
Подтверждение
Спасибо, Ваша заявка получена.
С Вами свяжутся в ближайшее время!