А  Д  В  О  К  А  Т
Г Р И Ц Е Н К О
Людмила Александровна
(067) 218-37-23     (093) 388-03-38
UA RU EN
Статья
13.08.2015

Благими намерениями?

28 июля Верховной Радой был зарегистрирован законопроект №2459а ”О внесении изменений в ст.37 Закона Украины ”О регулировании градостроительной деятельности”(относительно подтверждения наличия средств для обеспечения сметы строительства). По словам авторов законопроекта, ”проект закона подготовлен с целью защиты интересов граждан Украины, инвестирующих свои средства в объекты строительства, относящихся к IV i V категориям сложности. (...) Законопроектом исключается возможность получения разрешения на проведение строительных работ без предоставления подтверждающих документов о наличии средств, необходимых для обеспечения выполнения сметы объекта (объектов) строительства, относящихся к IV i V категориям сложности.”

Исходя из пояснительной записки к тексту законопроекта, его автор уверен, что его принятие повысит уровень контроля за недопущением к строительству застройщиков, не имеющих достаточно средств для завершения строительства, позволит предотвратить махинации с инвестициями в строительство, повысит уровень доверия инвесторов к объектам строительства, относящихся к IV i V категориям сложности; уменьшит риск возникновения недостроев и сделает невозможным строительные аферы.

Законом Украины ”О регулировании градостроительной деятельности” определено, что категория сложности объекта строительства определяется проектной организацией и заказчиком строительства. Класс последствий (ответственности) объекта строительства определяется в соответствии с требованиями ДБН В.1.2-14-2009 «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий, сооружений, строительных конструкций и оснований» по уровню возможных экономических убытков и (или) других потерь, связанных с прекращением эксплуатации или потерей целостности объекта. Примером таких объектов могут быть как многоэтажные жилые дома, торговые здания, бизнес-центры и т.д., так и, скажем, транспортные пути, горнопромышленные и добывающие предприятия, магистральные нефтегазопроводы – IV i V категории охватывают чрезвычайно большую выборку сооружений; так или иначе, возможные последствия принятия данного законопроекта коснутся большого количества застройщиков.

Сначала рассмотрим популярную схему финансирования жилищного строительства через фонды финансирования строительства (ФФС) вида Б, где управляющий осуществляет финансирование строительства в порядке, определенном договором, в пределах общей стоимости строительства и в соответствии с графиком финансирования, согласованном управляющим и застройщиком по каждому объекту строительства. Управляющий может создать ФФС вида Б только при наличии соответствующего разрешения на принятие управляющим на себя коммерческих рисков. В управлении ФФС вида Б для покрытия риска недостаточности привлеченных средств на сооружение объекта, управляющий может заключить договор страхования такого риска. Мотив авторов законопроекта №2459а дублирует меры обеспечения безопасности строительства, уже закрепленные действующим законодательством.

Во-вторых, не все застройщики выбирают схему с созданием ФФС из-за ее сложности, о чем мы уже писали в публикации от 17.04.2015. Строительство сооружений, относящихся к IV i V категориям сложности, требует привлечения очень больших средств. Сомнительно, что банковское учреждение предоставит сумму, которая способна покрыть стоимость строительства, в один момент, еще до получения разрешения. Максимум, на который сможет рассчитывать такой застройщик – банковская гарантия. Обычно финансирование осуществляется постепенно, траншами, согласно закрепленного графика.

В-третьих, не все застройщики используют кредитные средства банков. Напротив, если можно обойтись без кредита, предприниматель обойдется без него. Для застройщика небольшого или застройщика средней руки, к которым, например, относятся жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), будет чрезвычайно трудно сосредоточить на своих счетах всю сумму средств, необходимую для завершения строительства, еще до начала строительства, на этапе получения разрешения. Такое под силу только мастодонтам строительного рынка, связанным с крупными финансовыми группами. Посля принятия данного законопроекта невозможно представить борьбу обычного, простого, знакомого всем ЖСК, привлекающего средства по договорам долевого участия, и крупного застройщика – детища мощной финансовой группы. Финансовая маневренность не должна быть критерием, по которому определяют добропорядочность застройщика.

Представляется сомнительным, что основная цель авторов законопроекта – предотвращение махинаций с инвестициями и общая безопасность строительства – может быть достигнута; зато теряется разнообразие участников строительного рынка и меняется обличие целой отрасли. Во имя спокойствия граждан законопроект №2459а, с одной стороны, дублирует уже существующие защитные механизмы, которые используют крупные застройщики, фактически делает невозможным участие игроков средней руки на строительном рынке и лоббирует интересы крупных игроков.

Шамова Ольга

 
ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ
Контактные телефоны
(067) 474-18-61
(063) 577-11-88
Партнеры сайта
YuristAdvokat WebSite Teplodim
Programing by: © DOHC. Design by: © Furer. SEO: © Aweb. Powered by: © DoNS 1.4. 2008-2018. Разработка сайтов   Відвідувачів сьогодні: 19. Разом: 192917
Обратная связь: ЮГ «Право»

Имя:
E-mail:
Текст сообщения:
Обратный звонок: ЮГ «Право»

Имя:
Телефон:
Kомментарий: (по желанию)
Подтверждение
Спасибо, Ваша заявка получена.
С Вами свяжутся в ближайшее время!